Недавно прокуратурой Сумской области с привлечением специалистов контролирующих органов проведены проверки на предмет соблюдения законодательства Украины о здравоохранении в деятельности органов государственной исполнительной власти, местного самоуправления и лечебных учреждений области. Данному вопросу прокурорами уделяется особое внимание. В прошлом году в этой сфере возбуждено 4 уголовных дела, которые расследованы и направлены в суд, по 30-и документам реагирования к ответственности привлечено 53 должностные лица, в том числе 10 работников органов исполнительной власти и контроля.
Уже в этом году по результатам вынесенного 21 постановления о проведении проверок в порядке надзора за соблюдением и применением законов начато 2 уголовных производства, внесено 34 представления, из которых в настоящее время рассмотрено и удовлетворено 12, к ответственности привлечено 10 должностных лиц, предупреждено незаконное использование бюджетных средств на общую сумму почти 14 млн грн.
Как сообщил старший прокурор отдела прокуратуры области Владимир Микитенко, проведенные проверки показали, что нарушения основ законодательства об охране здоровья имеют распространенный характер. В частности, органами исполнительной власти и местного самоуправления не обеспечивается надлежащий уровень финансирования предусмотренных целевыми программами мероприятий в данной сфере, что является основной причиной их невыполнение. Бюджет здравоохранения на текущий год с учетом всех лечебных учреждений области составляет чуть более 1 млрд. грн. при необходимости 3,3 млрд грн., что обеспечивает потребность области лишь на 31 процент. На приобретение медикаментов для учреждений здравоохранения области утверждено 63 млн грн. при необходимости 535 млн грн. Аналогичное положение финансирования мероприятий по охране здоровья и в районах области. Вывод напрашивается один: финансирование расходов на здравоохранение проведено на уровне, который не позволяет обеспечить на территории региона соблюдения государственных гарантий в сфере оказания медицинской помощи гражданам.
Управлением здравоохранения областной государственной администрации не приняты адекватные меры для сохранения сети учреждений здравоохранения в области. Как следствие, в прошлом году закрыты фельдшерские пункты в Середино-Будском и Ахтырском районах.
В деятельности учреждений здравоохранения, которых в области насчитывается 747, установлен ряд нарушений, в том числе и уголовно-правового характера. Прокурором Лебединского района в ноябре прошлого года направлено в суд уголовное дело по ч. 3 ст. 368 УК Украины, возбужденное в отношении главного врача Лебединской ЦРБ, который требовал у директора одного из предприятий взятку и получил ее в сумме 3,5 тыс. грн. за решение вопроса относительно заключения договора на выполнение работ по ремонту системы отопления Ворожбянского фельдшерско-акушерского пункта Лебединского района, а также проведение оплаты за указанные работы согласно акту выполненных работ в размере 30 тыс. грн.
Приговором Тростянецкого районного суда врача-нарколога Тростянецкой ЦРБ осуждено по ч. 1 ст. 364 и ч. 1 ст. 366 УК Украины до 7 месяцев исправительных работ с удержанием 10 процентов в доход государства. Этим приговором он признан виновным в том, что с целью поддержания на высоком уровне количественного показателя в своей работе, умышленно держал на диспансерном учете 4 жителей района как больных хроническим алкоголизмом сверх установленного срока, а также безосновательно внес в сертификаты о прохождении профилактического наркологического осмотра недостоверные сведения о том, что у двух из них отсутствуют противопоказания к управлению автотранспортным средством и выдал эти сертификаты указанным лицам. Это уголовное дело возбуждала и расследовала прокуратура Тростянецкого района.
По аналогичным фактам возбуждались уголовные дела Конотопской межрайонной прокуратурой.
Уже в этом году прокурором Недригайловского района внесены сведения в Единый реестр досудебных расследований и начато уголовное производство по ч. 2 ст. 191 УК Украины по фактам присвоения бюджетных средств должностными лицами Недригайловской ЦРБ путем безосновательного начисления заработной платы на общую сумму свыше 100 тыс. грн.
Прокурором Лебединского района внесены сведения в ЕРДР и начато уголовное производство по ч. 1 ст. 366 УК Украины в отношении врача Лебединского психоневрологического интерната, который внес недостоверные сведения в справки о причине смерти подопечного этого заведения.
Имеют место случаи незаконного взыскания с граждан платы за предоставление медицинских услуг. В частности, прокурором Тростянецкого района и Ахтырским межрайонным выявлены факты незаконных требований медицинскими работниками местных ЦРБ оплаты за предоставление медикаментов для проведения лабораторных исследований.
В Шосткинской ЦРБ под видом благотворительной помощи взымались средства от больных в размере от 50 до 500 грн. для улучшения материально-технической базы данного лечебного учреждения. На устранение этих и других нарушений прокуроры реагировали внесением представлений главным врачам местных ЦРБ.
Проверки показали также, что не обеспечивается надлежащее финансирование здравоохранения, что делает невозможным предоставление качественной и бесплатной медицинской помощи детям. Из местных бюджетов финансирование составляет лишь треть от потребности. На сегодня критической является ситуация с обеспечением лекарствами и медицинскими препаратами детей, страдающих гемофилией, хронической почечной недостаточностью, эпилепсией, гемопластозом и т.д.. Потребность для лечения 600 детей области в год составляет 12,5 млн. грн. Вместе с тем областным бюджетом в текущем году не выделено ни одной гривны для повышения уровня медицинского обеспечения детей. Учитывая тяжесть указанных заболеваний, а также тот факт, что несвоевременное получение детьми медицинской помощи подвергает реальной угрозе их жизни, отсутствие финансирования указанных расходов может привести и к социальному напряжению в области.
Нарушения выявлены также в деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы области, учебных заведений и т.д..