Сегодня в новостных лентах все чаще мелькают заголовки, содержащие слово «ГЛОНАСС». И это не случайно. Навигационные технологии активно проникают во многие сферы нашей жизни, но, пожалуй, больше всего они коснулись транспортной сферы. Согласно Постановлению Правительства РФ, системами спутникового мониторинга должны быть оборудованы все транспортные средства предприятий, занятых в сфере пассажирских перевозок. И вот уже Рязанская и Тверская области, Алтайский край и многие другие регионы России заявляют о том, что GPS устройства установлены на все машины общественного транспорта и на транспортных предприятиях полным ходом ведется их мониторинг.
Но если такой «бум» на внедрение систем мониторинга со стороны транспортных предприятий еще можно было бы объяснить нежеланием платить штрафы, то другие компании, как государственные, так и частные, которых не обязывали внедрять подобные системы, также активно проявляют интерес к мониторингу транспорта. Очевидно, раз данные системы пользуются таким спросом, значит, они действительно приносят пользу. Но какую?
Пожалуй, в этом лучше разбираться на конкретном примере. Представим себе типичное автотранспортное предприятие, например, занятое в сфере грузоперевозок. Когда у диспетчеров нет возможности контролировать работу водителей, то последние спокойно могут выйти в рейс, а по пути заскочить куда-нибудь по своим делам, или выполнить «левый» заказ, деньги за который положит себе в карман. Более того, опытные «водилы», как правило, знают несколько маршрутов до пункта назначения. При отсутствии контроля им ничто не мешает поехать коротким путем, а потом отчитаться, что ездили длинным путем. А выгода с этого огромная: во-первых, можно слить остатки топлива, которые ушли бы на длинную дорогу, а еще и отдохнуть, справившись с задачей раньше. Список таких ситуаций, которые водители могут использовать, чтобы вытянуть из бюджета компании лишнюю копейку, очень много. И все они, разумеется, влекут за собой ненужные для компании затраты.
Теперь давайте подумаем – а удастся ли сотрудникам поступать также, если на транспортных средствах компании будет установлена система мониторинга транспорта. Диспетчер в режиме реального видит на онлайн-карте, по какому маршруту едет автомобиль. Получается, «налево» водитель уже не съездит – иначе, как он это объяснит? Если в рамках системы мониторинга установлены дополнительные датчики, то диспетчеру также поступают данные о скорости движения, расходе топлива, стоянках и других параметрах. Получается, что и слить топливо уже нельзя, иначе это сразу станет заметно. И время «перекуров» теперь также строго контролируется – поэтому без дела много не простоишь. Выходит, что все «лазейки» прикрываются, и водители вынуждены отказаться от своих «вредных привычек», а это значит, все средства, которые раньше улетали в карман водителям, теперь остаются в бюджете компании. Выгода очевидна. Но это лишь финансовый результат внедрения систем мониторинга.
Некоторые системы имеют также функцию экстренного реагирования, благодаря которой, например, в случае ДТП, незамедлительно посылается сигнал бедствия спасательным службам вместе с точными координатами местоположения транспортного средства. Это может сохранить жизнь водителю, если он серьёзно пострадает в аварии. А диспетчеры, тем временем, также увидев, что произошлоДТП, могут скоординировать работу остальных транспортных средств, чтобы не подводить клиентов или не отставать от графика, если, например, речь идет о пассажирских перевозках.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что спутниковый мониторинг призван помогать компаниям оптимизировать и более тщательно контролировать работу сотрудников, одновременно снижая уровень затрат.