Сумы присоединились к всеукраинской кампании в поддержку полного запрета рекламы табака

sigaretiВ один день в Сумском пресс-клубе и еще в шести областных пресс-центрах Украины - Симферополе, Донецке, Черкассах, Ужгороде, Хмельницком, Херсоне - представители общественных организаций совместно с медиками и педагогами, а также представителями религиозных общин рассказали о совместной акции. Они обратились к депутатам Верховной Рады с требованием полного запрета рекламы табака в стране, для предупреждения курения среди молодежи и детей.


На этой неделе, 20-23 сентября, народные депутаты на пленарном заседании Верховной Рады должны во втором чтении рассмотреть законопроект № 5164 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» относительно запрещения рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий. Активисты обратились с просьбой к власти не откладывать рассмотрение законопроекта на неизвестный срок, а как можно скорее проголосовать за 100-процентный запрет явной и скрытой рекламы табачных изделий. Цель, которую преследуют активисты, - защитить детей и молодежь от пагубной привычки, а также уменьшить влияние рекламы на формирование детей и их поведение. Только полный запрет рекламы табачных изделий сможет изменить ситуацию в стране, а распространенность курения, по данным Всемирного Банка, уменьшить на семь процентов. Что важно особенно для детей и подростков, генофонда нашей нации. Надо отметить, что 70 процентов украинцев поддержали законопроект. Теперь время закрепить его.
Уже 23 европейские страны отказались от рекламы табака и показательной его продажи. Статистика показывает, что этот метод эффективен, и количество курильщиков в Европе постепенно уменьшается. В Украине же, по приблизительным данным на 2010 год, курят 45% мужчин и 9% женщин. По сравнению с 2005 годом - 62% и 17% соответственно, можно увидеть определенный прогресс.
Александр Калмыков, координатор Коалиции общественных организаций «За свободную от табачного дыма Сумщину», рассказал о важности законопроекта: «Сейчас рекламу табачных изделий можно встретить в электронных средствах массовой коммуникации и, конечно же, в точках продаж. Это наши остановки (киоски с сигаретами) и супермаркеты, в которых проводится агрессивная реклама табака. Гламурная, яркая реклама привлекает зачастую именно внимание молодежи и детей. Самое обидное, что большинство остановок находятся именно возле школ». Бесспорно, это также влияет на массовое курение среди подростков, ведь это доступно и модно, как показывает реклама.
Общественная организация проводит мониторинги точек продажи табака. Александр Калмыков представил фотографии этих мест и рассказал, что за время перерыва в таких пунктах несколько групп школьников без всяких преград смогли приобрести сигареты.
Дело в том, что наблюдая за модной и красивой рекламой табака (и не только табака, сюда же можно отнести и алкогольные напитки, прочее), дети и подростки начинают копировать модель поведения, которая навязывается в ней. У подростков это больше чувство взрослости, желание быть «крутым», стильным. Дети же просто зомбируются рекламой, ведь они еще не способны давать сопротивление информации, которая им навязывается. На основе нее, они формируют дальнейшую систему своего общения с ровесниками и своими родителями. Страшно даже представить, в какую катастрофу это может вылиться, когда эти дети станут взрослыми. Ведь они будут продолжать жить по навязанным рекламным стереотипам, говорит, объясняя схему воздействия рекламы на психику молодежи и детишек Ирина Марухина, заведующая областным центром практической психологии и социальной работы при управлении образования и науки Сумской областной государственной администрации. То есть реклама не только поощряет, она изменяет психику человека, влияет на формирование ее ценностей. «Что ответит ребенок, который подвергся влиянию рекламы на вопрос «кто ты?». Не я - сын, внук, ученик, спортсмен. А «я тот, кто носит Прада, или Дольчи Габана, я, кто пользуется машиной марки Тойота». И так далее. Самоидентификация такого человека ограничена брендами и рекламными моделями поведения», - уверяет психолог.
Галина Докторович, методист управления образования и науки Сумской облгосадминистрации добавляет, что следует помнить и разделять рекламу скрытую и явную, ведь скрытая еще вреднее. «Я могу вам объяснить это на своем примере. Буквально вчера, просматривая художественный фильм на одном из каналов, изучила рекламу, что пустили во время паузы. За 15 минут я насчитали девять упоминаний об алкоголе и табаке, и не все эти рекламы были явными». Галина Докторович отмечает, что дети, радость нашей жизни и наше будущее, должны быть не просто здоровыми, что уже исключает табак, они также нуждаются идеалов, которыми можно руководствоваться, равняться на них. Конечно, это, прежде всего учителя, которые своим примером должны доказывать детям вред не только курения, но и наркотических средств, алкоголя. А все наши учителя подают такой пример?
Наверное, каждый из нас видел, и не раз, как на перемене возле школы курят ребята, а то и девушки, и далеко не всегда это старшеклассники, это меньшие дети. Среди таких, возможно, бывали и ваши. Все это происходит из-за привлекательного образ курильщика, показанного в рекламе. Поэтому полный запрет рекламы табака действительно может улучшить ситуацию в Украине и уменьшить количество прецедентов курения среди несовершеннолетних. На курильщиков со стажем это никак не повлияет, а между тем дети перестанут восхищаться «взрослыми» вещами.
Чем занять место табачной рекламы? Да хотя бы и рекламой социальной. О донорстве, например. И тогда подросток будет мечтать не поскорее стать «крутым», а скорее вырасти и стать полезным для других. Чем плохое будущее?

Александра Сыса

Последние комментарии