Согласно Закону Украины «О местном самоуправлении в Украине» сегодня городской голова Сум Геннадий Минаев отчитался перед территориальной громадой города Сумы - о своей работе на посту городского головы.
Далее текст отчета.
Ни один из вас не может упрекнуть меня в том, что во время каждого отчета я не был откровенен с вами в вопросе анализа состояния города или прогнозах относительно его развития, его способности.
О чем, собственно, идет речь. Для меня, как для городского головы, 2012 год был одновременно очень сложным, но продуктивным, решающим и базовым.
Сложным, потому что государственная финансовая машина перемолола бюджет города 2012 года на свое усмотрение, и запланированные работы практически на 50% не были реализованы.
Так случилось, что впервые за все годы моей работы на посту городского головы я начал свой отчет с извинения перед партнерами Сумского городского совета, подрядными организациями, перед всеми, с кем мы не смогли рассчитаться в отчетном году. Долг Сумского городского совета перед подрядными организациями на начало 2013 года составлял более 40,0 млн. грн.
Кто виноват, и почему так произошло?
При утверждении Государственного бюджета Украины на 2012 год Министерством финансов Украины планировалось, что доходы граждан, а соответственно и налоги с этих доходов, в течение года вырастут почти на 17%, однако реальный прирост составил около 13%. Это в лучшем случае. Даже крупнейшим налогоплательщикам в городской бюджет, таким как ОАО Сумское НПО им. Фрунзе и ОАО «Сумыхимпром», удалось увеличить налог на доходы физических лиц, а соответственно и заработную плату работникам, лишь на 6% и 10% соответственно. Не много - не мало, но это минус 11,0 млн. грн. в городском бюджете, а общий минус - 15 млн. грн.
Я уже не говорю о переводе на некоторых предприятиях работников на неполный рабочий день в целях экономии средств, возбуждение дел о банкротстве на предприятиях, которые недавно имели статус бюджетообразующих (ОАО «Сумской мясокомбинат», ОАО «Центролит», ОАО «Сумыхимпром») . Даже сумские филиалы коммерческих банков уменьшили выплаты в бюджет почти на 60%. Должен констатировать рост задолженности по заработной плате на экономически активных предприятиях почти в 3 раза. По состоянию на 1 января 2013 она составляла более 2,3 млн. грн.
Эта тенденция не нова, однако в 2012 году она достигла угрожающих размеров. Это говорит о том, что Министерство финансов Украины и реальный сектор экономики - украинский бизнес - имеют разные прогнозные показатели. Отсюда - большая дыра в государственном бюджете, а местные бюджеты, к сожалению, должны закрывать эту дыру средствами собственных доходов.
Но в 2012 году все обязательства по заработной плате и коммунальным платежам бюджетной сферы были выполнены. Однако работы по благоустройству города, строительству и реконструкции объектов, в основном, остались неоплаченными. Более того, к части работ даже не приступили, хотя деньги в бюджете города на это были.
Поэтому, когда сегодня я буду отчитываться о выполнении конкретных инфраструктурных проектов, я хочу быть честным перед подрядными организациями, еще раз извиниться за долг и поблагодарить за кредит доверия.
В городской бюджет за 2012 поступило более 1,0 млрд. грн. Почти на 180,0 млн. грн. больше, чем в 2011 году. Однако, мы недополучили до 15,0 млн. грн. налога с доходов физических лиц. В общем бюджете отчасти это было компенсировано поступлениями от платы за землю. Профессиональная работа управления земельных ресурсов позволила привлечь в бюджет платы за землю на 14,0 млн. грн. больше, чем в прошлом году, а именно 107,0 млн. грн.
Добавлю, что в 2012 году, впервые, Сумскому городскому совету удалось разорвать в судебном порядке договора аренды с ООО «Колумб» и ООО «Наследие» за ненадлежащее выполнение условий договоров аренды, а проще - за многолетнюю неуплату за землю.
Поступления от арендной платы за пользование целостным имущественным комплексом с тепло обеспечения и другим имуществом, находящимся в коммунальной собственности, с начала года составили более 10,0 млн. грн., что почти на 1,0 млн. грн. больше утвержденного на год плана.
Прошу обратить внимание! В бюджет развития города поступило около 51,0 млн. грн.
Уважаемые сумчане, я каждый раз акцентирую ваше внимание именно на этих поступлениях. Это исключительно средства на развитие территориальной громады, распределяются депутатским корпусом по приоритетам. Мы продали имущества на 3,6 млн. грн., земли на 1,0 млн. грн. и получили от предпринимателей в качестве единого налога 43,0 млн. грн., к тому же получили другие незначительные поступления в бюджет развития. Безусловно, такие показатели несколько больше за 2011 год, однако их результативность для общины города была уменьшена из-за ситуации с Госказначейством.
Сравните бюджет развития в 50 млн. грн. и кредиторские обязательства в 40 млн. грн.
Рассчитываться с долгами мы будем почти до мая месяца. В лучшем случае. И пока не рассчитаемся - создавать новые работы мы не имеем права.
Обидно, что в результате финансового дисбаланса больше всего пострадавшей оказалась отрасль жилищно-коммунального хозяйства.
Мы планировали привлечь в благоустройство города, содержание дорог, озеленение, освещение, капитальный ремонт жилых домов свыше 135,0 млн. грн., а привлекли - чуть больше половины.
По капитальному ремонту жилищного фонда. Скажу откровенно, нам удалось выполнить лишь 21% от запланированного. В первую очередь ремонтировались лифты и системы диспетчеризации. Отремонтировано 29 лифтов, мелкий ремонт проведен на 64 подъемниках, 7 лифтов капитально отремонтировано за счет областного бюджета. На решение лифтовой проблемы в городском бюджете было заложено 8,0 млн. грн. Кредиторская задолженность по итогам года составила 8,0 млн. грн. То есть мы нашим подрядчикам ничего не перечислили. Ноль целых, ноль десятых. Между тем, нам в 2012 году необходимо было отремонтировать 119 подъемников. Но не сложилось.
При таких условиях бюджетного финансирования особое значение приобретает эффективное использование платежей жильцов жилых домов. В настоящее время это единственный источник поддержки жилищного фонда в безопасном состоянии. Напомню, что впервые в конце 2006 года, исполнительным комитетом Сумского городского совета было принято решение о введении в тариф на содержание домов и придомовых территорий такой составляющей как «текущий ремонт». Впервые частные жилищные организации получили прямое финансирование жителей на текущие ремонты жилых домов. Как они использовали эти ресурсы? Большинством - на административные расходы. Постепенно жители начали бойкотировать эти предприятия - тривиально не платить по счетам. Пошла цепная реакция в лифтовых организациях. Частные жилищные организации не рассчитывались с лифтовыми. Начали отключаться за неплатежи лифты. В 2010 году процент платежей едва дотягивал до 60%. Что дальше?
Мы вынуждены были создать коммунальное предприятие «Сумыжилье». Сегодня меня упрекают, что предприятие работает с подрядными организациями. Правильно! «Сумыжилье» аккумулирует платежи жителей, заказывает работы у подрядных организаций, проверяет их исполнение вместе с домовыми комитетами и только потом рассчитывается за выполненные работы. Кстати, только в течение последнего года количество домовых комитетов возросло почти втрое. Однако, 41 домовой комитет - это капля в море, при таком состоянии отрасли.
Возвращаюсь к платежам. Таким образом, платежи жителей идут не на содержание фирм и офисов, а на расчеты за конкретно выполненные работы. «Сумыжилье» это банк платежей. Работы не выполнены - средства остаются в банке. Для этого банка сегодня является доверие. Сумчане голосуют собственными деньгами. Процент платежей постоянно держится на уровне 90-95%.
Только за полтора года предприятие заказало и приняло по актам выполненных работ:
• ремонт инженерных сетей - 26,0 тыс. п. м.;
• ремонт кровли - 113,0 тыс. кв. м.;
• ремонт подъездов - 235;
• ремонт стыков панелей - 27,0 тыс. п. м.
Сравните объемы работ в жилом секторе, выполнении в городе за полтора года с объемами работ предшественников за 5 лет с января 2007 по июль 2011 года:
• ремонт инженерных сетей - 69,0 тыс. м/п;
• ремонт кровли - 140,0 тыс. кв. м;
• ремонт подъездов - 1398;
• ремонт стыков панелей - 34,0 тыс. м/п.
КПД коммунального предприятия «Сумыжилье» в целом как минимум вдвое выше. В части ремонта кровель объемы вообще нельзя сравнивать. Предприятием за полтора года сделано столько, сколько частными жилищными организациями за 5 лет так называемой деятельности.
Однако, первым этапом деятельности КП «Сумыжилье» была организация нормальных, цивилизованных условий приема граждан и их обращений. Я имею в виду сервисные центры и горячую линию. Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, сколько мы будем обращаться к обшарпанным приемным жилищных организаций, простаивать в очередях у неприветливых паспортистов и бухгалтеров? Сделают для вас что-то приличное люди, которые не могут эффективно организовать свое рабочее место, иметь нормальный профессиональный вид, разговаривать нормативным языком? «Сумыжилье» проказало пример нормальных профессиональных взаимоотношений как с исполнителями услуг, так и с заказчиками - жителями домов.
Сегодня программа создания сервисных центров на завершающем этапе. Следующий этап - реализация программы «Жилищный фонд» с целью подготовки его к постепенной передаче фактическим владельцам - владельцам квартир и, соответственно, - владельцам домов.
В сфере собственно благоустройства города (озеленение, уборка и т.п.) выполнено 85% работ от запланированных, а кредиторская задолженность составила почти 4,0 млн. грн. Так, на проведение работ, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог удалось привлечь лишь 49% годовых назначений. Кредиторская задолженность за работы по строительству и ремонту автомобильных дорог составляет более 4,0 млн. грн. Кроме этого, кредиторская задолженность за выполненные капитальные работы составляет более 6,0 млн. грн. Всего КП «Дорремстрой» в 2012 году недофинансировано на сумму почти 11,0 млн. грн. Поэтому на вопрос: «Господин мэр, где хорошие дороги?» Я отвечаю: «В Госказначействе, общество».
Почему я считаю этот год продуктивным?
Опять же, мы не имеем долгов по заработной плате и за коммунальные услуги в бюджетной сфере. Мы рассчитались со всеми расходами социального направления, программами, субсидиями, социальными выплатами, другими государственными гарантиями. Это стоило городскому бюджету более 800,0 млн. грн. Нам удалось за счет средств бюджета развития на 42% увеличить капитальные расходы учреждений и учреждений социально-культурной сферы, особенно это касается вопроса проведения капитальных ремонтов помещений.
В больнице № 1 отремонтировано и открыто два новых отделения - хирургическое и неврологическое, начал работу водолечебный комплекс.
Произведены капитальные ремонты помещений школы № 30, построено 10 спортивных и детских площадок, в том числе, спортивные площадки в школах № № 21, 22, 25.
Более того! Инфраструктура города выглядит по-новому благодаря обновленному театру юного зрителя, академическому театру им. М.С. Щепкина! Впервые, в летний срок в таком объеме в инфраструктуру областного центра были влиты средства областного бюджета! Впервые за много лет!
Сумы получили современный спортивный комплекс «Барса» - на основе совместных усилий городского и областного советов. Наша доля составила около 7,0 млн. грн. Удалось ввести в строй первую очередь теннисных кортов в городском парке культуры им. Кожедуба для функционирования созданной «Теннисной Академии». В городе появилась аллея Олимпийской славы на ул. Прокофьева возле спортивного манежа Банковской Академии. За что отдельное спасибо Почетному гражданину города Сумы Анатолию Александровичу Епифанову. Его личный вклад в это дело был также значителен.
В век информации стыдно этим гордиться, однако впервые за много лет за счет городского бюджета 20 учебных заведений города получили компьютерные комплексы - классы.
Итак, объекты.
В конце концов заработал, как должен работать, главный фонтан города «Садко». Наконец город получил принципиально новый, современный, в европейском стиле фонтан на Покровской площади - фонтан «Родной город». Имею надежду, что в текущем году запустим фонтан городов-побратимов, у бывшей гостиницы «Сумы» и назовем его фонтан «Европейский». Возможно, несколько пафосно, зато концептуально правильно двигаемся вместе с государством к евроинтеграции.
Мы начали работы по строительству дороги и линий уличного освещения в 12-в микрорайоне. Положительной является тенденция строительства дорог по улице Линейная, улице Мира, троллейбусной линии по улице Ковпака. Сделаны первые шаги в направлении реконструкции дорог микрорайонов. Я имею в виду реконструкцию дороги и освещение на двух участках от проспекта Михаила Лушпы до улицы Заливная.
На улицах Сергея Лазо, Шишкаревская и других, а также в районе колледжа СНАУ появилось освещение.
Мы продолжаем практику «сначала сети - потом асфальт». Реконструкцит самотечного коллектора по улице Баумана предшествовал ремонту части дорожного покрытия этой улицы.
Как и декларировали - продолжаем ремонт проездов и тротуаров в школах и детских садиков. В течение отчетного года нормализован проезд и проход в детские сады «Калинка», «Радость», «Космический», школы № 24, наконец проезд в школах № № 17, 18.
Ответственно констатирую, что улучшилась ситуация на дорогах города. Все особо опасные участки оснащены современными светодиодными светофорами. Только в отчетном году было установлено 16 таких светофорных объектов!
Впервые в таких объемах ремонтировались городские тротуары: на улицах Троицкая, Ильинская (вдоль Ильинской церкви и сквера «СКД»), на проспекте Шевченко, возле памятника Ивану Герасимовичу Харитоненко, в Покровском сквере. Всего уложено более 4,0 тыс. кв. м. тротуарной плитки. В 2013 году эта работа должна продолжаться.
Также впервые в сквере Харитоненко и Покровской площади обустроено около 3,0 тыс. кв. м. рулонных газонов. Это новая практика в нашем городе, как и практика цветочного сквера, что отныне будет радовать сумчан на ул. Героев Сталинграда, возле фонтана «Садко».
Капитальный ремонт также претерпел сквер им. Федька.
В чем 2012 был решающим?
Практически невозможно соревноваться виртуальными средствам с «живыми» деньгами. Я имею в виду виртуальные средства коммунального предприятия «Электроавтотранс» за перевозку льготных пассажиров и реальные деньги частного перевозчика.
К сожалению, в 2012 году мы снова откатились назад и в выпуске троллейбусов на линию, и в вопросе доходов от перевозки платных пассажиров в троллейбусах, и в вопросе полученной компенсации от государства за льготный проезд в троллейбусах.
Единственное, что радует - мощное увеличение доходов от перевозки пассажиров в коммунальных автобусах. Они увеличились практически в четыре с половиной раза до 4,5 млн. грн. Это говорит о том, что новая транспортная схема, при монетизации льгот, дает возможность коммунальному транспорту быть полноправным участником рынка пассажирских перевозок.
Итак, моя задача - сохранить коммунальное предприятие «Электроавтотранс» до момента судьбоносного для всего коммунального транспорта Украины решения - перехода на адресное возмещение льготникам стоимости проезда. А в транспорте должны платить все одинаково. Наш сосед Россия десять лет назад приняла такое решение и спасла коммунальный транспорт. Я надеюсь, что нашим народным депутатам хватит смелости. Другого выхода нет. Вот почему этот год для меня лично в этом направлении является решающим.
И наконец, почему базовый?
Ответ однозначен - мы вышли на нулевую точку в вопросе фундаментального и прикладного значения главного документа города - Генерального плана.
Несмотря на разговоры и сплетни различного характера по документу, который носит название «Внесение изменений в генеральный план г. Сумы», в декабре 2012 года решением сессии Сумского городского совета он приобрел официальный статус. Я лично несу ответственность за этот документ. И я ответственно заявляю, что не позволю кому-либо строить политическую карьеру на костях города. А город без реального генерального плана, как воз без колес!
Сколько всего было накручено в генеральном плане 2002 года. Сколько возможностей для дерибана земли он предоставил так называемым депутатским земельным лобби прошлых созывов! Только в течение одной каденции так называемое депутатское большинство меняло территории многоэтажной застройки на территории под индивидуальную жилую застройку, а потом наоборот. Одновременно градостроительные советы рассматривали проекты, которые противоречили друг другу. Ужас!
Почему? Потому, что генеральный план города предоставлял возможность свободной трактовки. Сегодня в этом вопросе поставлена точка. Все распланировано и зафиксировано. Все спорные вопросы включены в процедуры обсуждения Плана зонирования территории города Сумы.
Теперь мы имеем проекты:
• План зонирования территории города Сумы.
• План земельно-хозяйственного устройства города Сумы.
• План красных линий магистральных улиц.
Первыми в Украине мы выполнили эти работы, выполнили в соответствии с требованиями действующего законодательства. Мы не заблокировали работу строительной отрасли города в текущем году, как это произошло в большинстве городов Украины.
Однако, пользуясь случаем, я еще раз подчеркиваю и на том, что больше не допущу дерибана земли под индивидуальное жилищное строительство. Торговать земельными участками ни депутаты ни кто больше не будет!
Сегодня кое-кто меня упрекает отсутствием Стратегического плана развития города. Скажите, пожалуйста, можно ли составить Стратегический план развития, когда нет генерального плана, когда город не имеет своих границ? Ты не знаешь, какие существуют мощности для развития, что ты можешь предложить инвесторам, где ты можешь строить многоэтажки для молодых семей. Мы даже не могли утвердить рекреационные зоны без Плана зонирования. Теперь - можем!
Более того! В течение двух лет мы будем составить план Стратегического развития города. В прикладном аспекте это позволит нам определить приоритетные для финансирования вопросы, распланировать перспективу города, начиная от количества мест в родильных домах, детских садах, к точной цифре квадратных метров жилой площади и к строительству кладбищ. Простите, но это жизнь. Мы должны знать перспективу городских предприятий - плательщиков в бюджет. Молодежь должна знать, какие профессии будут востребованы в ближайшие 10-15 лет. Стоит ли учиться на педагога или банкира, если в городе закрываются филиалы многих банков, а пенсионный возраст для женщин уже не 55, а 60 лет. А учительская работа - более женская. Все это аналитика стратегического планирования.
Следовательно, утверждение изменений в генеральный план предоставило нам возможность приступить к такой аналитике.
Вот почему я считаю 2012 базовым для развития города Сумы!
Именно в 2012 году мы приняли решение о реконструкции здания, имеющего статус исторического памятника местного значения, под дом ветеранов. Именно в 2012 году стало очевидным, что подземный переход возле городского парка должны ремонтировать за счет бюджета. Именно в 2012 году принято решение о подготовке первого этажа административного здания по ул. Горького, 21 для Центра предоставления административных услуг. Я возлагаю определенные надежды, что в течение текущего года мы освободим помещение на улице Петропавловской в четвертой школе. Кстати, каждый восьмой горожанин отчетного года обращался в центр. Безусловно, что разрешительный центр для города имеет важное значение.