Исполком горсовета утвердил новую транспортную схему областного центра, которая начнет действовать осенью нынешнего года, после объявления результатов конкурсов на право обслуживания городских маршрутов. Документ предусматривает наращивание доли коммунального транспорта и сокращение количества маршрутов более чем в три раза - с нынешних 600 до 180. Это, по мнению наблюдателей, приведет к полному вытеснению с рынка мелких перевозчиков.
Как утверждает главный специалист отдела логистики и связи горсовета Николай Гиценко, одной из основных задач нового документа, разработанного Харьковским национальным автодорожным университетом, является удешевление стоимости проезда для горожан. «Проезд в коммунальном транспорте обходится сумчанам в 1 грн, а за пользование маршрутным такси приходится платить вдвое больше», - пояснил он, добавив, что схема также решает проблему дублирования существующих маршрутов.
Документ предусматривает увеличение количества единиц автотранспорта, обслуживаемого КП «Электроавтотранс». В нынешнем году парк предприятия планируется пополнить 50 троллейбусами и 50 автобусами, на что необходимо около 30 млн. грн. По словам пресс-секретаря городского председателя Ирины Дяденко, сейчас местные власти ведут переговоры с несколькими финансовыми учреждениями о возможности получения данных средств. Сам же транспорт планируется приобрести до конца лета. Если количество новых троллейбусных маршрутов после принятия транспортной схемы не изменится, то число направлений, обслуживаемых коммунальными автобусами, увеличится с 4 до 13. Частным перевозчикам чиновники оставили лишь 11 маршрутов (сейчас 20). «Эти правила начнут действовать с октября 2011 года, когда мы проведем очередной конкурс на право обслуживания городских маршрутов», - отмечает госпожа Дяденко.
Как и следовало ожидать, перевозчики восприняли новации чиновников негативно. Председатель Союза автоперевозчиков Сум Александр Запорожец соглашается, что город перенасыщен микроавтобусами. На многих маршрутах они курсируют с интервалом в 3 минуты, а, например, из центра до аэропорта - каждые 15 сек. Однако он уверен, что 100 новых единиц коммунального автотранспорта не смогут заменить более 400 маршруток. «К тому же, пока неизвестно, удастся властям взять кредит и своевременно закупить объявленное количество техники», - добавил господин Запорожец.
Предприниматели говорят, что предлагали местным властям альтернативный вариант решения проблемы: сократить число маршруток до 400 и в течение трех лет постепенно заменять их за свой счет вместительными автобусами. Однако чиновники проигнорировали это предложение. Их вариант решения проблемы, по мнению перевозчиков, не только создаст дополнительную нагрузку на бюджет, но и заставит закрыться многие фирмы, что приведет к сокращению рабочих мест в частных перевозчиков. Учитывая, что большую часть из 186 сумских перевозчиков составляют мелкие предприниматели (владеют одним-двумя машинами), именно им и придется искать другую работу. Этому поспособствуют новые правила проведения конкурсов на право обслуживания маршрутов, утвержденные в конце прошлого года. Если раньше частник боролся за право работать на конкретном маршруте, то теперь победитель конкурса обязан обслуживать все его рейсы. Также при оценке претендентов будут начисляться баллы, наибольшее количество которых получат компании, имеющие в своем парке новые автобусы, собственную ремонтно-техническую базу, механиков и т.д.
?