Контрольными показателями Министерства финансов Украины указан объем доходной и расходной части сводного бюджета области в сумме 5119116,7 тыс. гривен, что превышает контрольные показатели 2012 года на 373308,4 тыс. гривен (на 7,9 процента), утвержденные на 2012 год - на 126476,1 тыс. гривен (2,5 процента).
Дотация выравнивания из государственного бюджета местным бюджетам области предусмотрена в сумме 1695481,6 тыс. гривен, что больше прошлогоднего показателя на 215113,3 тыс. гривен (14,5 процента).
Кроме дотации выравнивания из государственного бюджета в общий фонд областного бюджета предполагается получить дополнительную дотацию на выравнивание финансовой обеспеченности местных бюджетов в сумме 27063,9 тыс. гривен (на уровне прошлого года). Согласно части 4 статьи 97 Бюджетного кодекса Украины распределение этой дотации между областным бюджетом, бюджетами городов областного значения и бюджетами районов осуществляется в пропорциях: не более 25 процентов - для областного бюджета и не менее 75 процентов - для бюджетов городов областного значения и бюджетов районов. Исходя из этого, в областном бюджете остается 6766 тыс. гривен, в бюджеты городов областного значения и районов передается 20297,9 тыс. гривен.
Объем субвенций из государственного бюджета по сравнению с прошлым годом увеличен в целом по общему и специальному фондам на 160534,5 тыс. гривен и составляет 1374312,9 тыс. гривен.
Общий объем закрепленных и собственных доходов сводного бюджета области указан Министерством финансов Украины в объеме 1830834,0 тыс. гривен, из них доходы, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов (I корзина) - 1470272,8 тыс. гривен; не учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов (II корзина) - 360 561,2 тыс. гривен. Контрольные показатели Минфина превышают контрольные показатели 2012 года на 102056,5 тыс. гривен (3,2 процента), утвержденные местными советами - на 56150,4 тыс. гривен (3,2 процента), ожидаемые поступления 2012 года - на 48032,7 тыс. гривен (2,7 процента).
Относительно методики расчета доходов и корзины на 2013 год в разрезе административно-территориальных единиц, следует отметить, что сохранен действующий механизм, т.е. применение математических методов экстраполяции и экспоненты, а также коэффициенты, используемые при расчете прогноза на 2012 год. При расчете прогнозных показателей учтены фактические поступления доходов за 2009-2011 годы и 9 месяцев 2012 года.
Объемы областного бюджета на 2013 год доведены Министерством финансов в сумме 2370183,7 тыс. гривен, в том числе общий фонд - 2324947,4 тыс. гривен, специальный - 45 236,3 тыс. гривен. Закрепленных и собственных доходов - 388193,8 тыс. гривен, из них доходы, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов (I корзина), - 366 707,0 тыс. гривен; не учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов (II корзина) - 21486,8 тыс. гривен.
Как и в предыдущих 2011-2012 годах к доходам, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов областного бюджета, будет засчитываться 25 процентов налога на доходы физических лиц, 50 процентов сбора за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования, 50 процентов сбора за специальное использование воды (кроме сбора за специальное использование воды местного значения) и плата за предоставленные в аренду пруды, находящиеся в бассейнах рек общегосударственного значения.
Начиная с 2013 года, в связи с внесением изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы Украины, плата за пользование недрами общегосударственного значения, а именно плата за добычу нефти, природного газа и газового конденсата не будет поступать в доходы и корзины областного бюджета, а в полном объеме будет зачисляться в государственный бюджет. Кроме, того плата за предоставление административных услуг также будет учитываться не к доходной Iкорзины, а к доходам II корзину областного бюджета.
В состав доходов II корзину областного бюджета включено:
· Поступления платы за предоставление административных услуг (плата за лицензии на право розничной, оптовой торговли алкогольными и табачными изделиями, на производство спирта, на право экспорта, импорта алкогольных напитков и табачных изделий, плата за государственную регистрацию, плата за лицензии и сертификаты, уплачиваемая лицензиатами по месту осуществления деятельности). Зачисления их в состав доходов, не учитываемых при определении объемов межбюджетных трансфертов позволит увеличить расходы областного бюджета на выполнение собственных полномочий;
· Налог на прибыль предприятий коммунальной собственности, учредителем которых является областной совет, плата за аренду имущества, поступления платы от размещения временно свободных средств областного бюджета, часть чистой прибыли коммунальных предприятий
· Прочие поступления (средства поступившие от учреждений, финансируемых из областного бюджета по результатам проверок финансовой инспекции, за лечение пострадавших, которые лечатся в учреждениях здравоохранения и другие поступления не предусмотренные кодами бюджетной классификации).
Расчет прогнозных показателей расходов местных бюджетов, которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, осуществлено с учетом:
внедрение новых размеров минимальной заработной платы в размерах: с 1 января - 1147 гривен, с 1 декабря - 1218 гривен;
повышение размера должностного оклада работника I тарифного разряда ЕТС и установления его с 1 января - 852 гривны, с 1 декабря - 928 гривен;
увеличение расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей, в том числе:
на оплату теплоснабжения - на коэффициент 1,061;
на оплату природного газа - на коэффициент 1,06;
на оплату водоснабжения и водоотведения, электроэнергии и других коммунальных услуг и энергоносителей - на коэффициент 1,063.
На содержание областного совета и управления имуществом областного совета указан объем расходов в сумме 4242,4 тыс. грн., что превышает контрольный показатель Минфина на 2012 год на 246 тыс. грн. (6,2 процента) и меньше против утвержденного областным советом на 3063,9 тыс. гривен (почти вдвое).
На содержание отраслей социально-культурной сферы и социальной защиты населения планируется по общему фонду направить 972443,6 тыс. грн., что на 17,2 процента превышает объем, доведенный Минфином на 2012 год, и на 18,2 процента - утвержденный областным советом с учетом изменений, из них:
образование - 391352,1 тыс. гривен (превышает контрольный показатель Министерства финансов на 2012 год на 1,9 процента, утвержденный областным советом с учетом изменений - на 7,3 процента);
здравоохранение - 427116,3 тыс. гривен (соответственно 26,2 и 23,2 процента);
социальную защиту и социальное обеспечение - 97951,8 тыс. гривен (соответственно 71,7 и 63,3 процента);
культура и искусство - 42507,8 тыс. гривен (соответственно 12,9 и 12,5 процента);
физическая культура и спорт - 13515,6 тыс. гривен (соответственно 6,5 и 1,5 процента).
Потребность в средствах на заработную плату и энергоносители по отраслям бюджетной сферы областного бюджета будет обеспечена в полном объеме.
По бюджету развития предусмотрены расходы в общей сумме 250 тыс. гривен на реконструкцию Сумского областного центра социальной реабилитации детей-инвалидов пр. М. Лушпы, г. Сумы (с корректировкой проектно-сметной документации).
Из областного бюджета бюджетам городов областного значения и районным бюджетам планируется передать 1802,6 тыс. гривен других субвенций, из которых:
22806,7 тыс. гривен - на выплату помощи по уходу за инвалидом I или II группы вследствие психического расстройства;
921,9 тыс. гривен - на захоронение участников боевых действий;
578,4 тыс. гривен - на льготное медицинское обслуживание граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;
299,1 тыс. гривен - на оплату компенсационных выплат инвалидам на бензин, ремонт, техобслуживание автотранспорта и транспортное обслуживание;
222,2 тыс. гривен - на обработку информации по начислению и выплате пособий и компенсаций;
150 тыс. гривен - на установку телефонов инвалидам I и II групп.
Кроме того, областным бюджетам Полтавской и Харьковской областей на содержание объектов общего пользования предусмотрена субвенция в общей сумме 1808,3 тыс. гривен (для расчетов за предоставленную специализированную медицинскую помощь больным Сумской области в отделении для принудительного лечения с усиленным наблюдением Полтавской психиатрической больницы - 1512,7 тыс. гривен, за проведение Харьковским межобластным центром клинической генетики и перинатальной диагностики скрининга новорожденных на фенилкетонурию - 295,6 тыс. гривен).