Одним из приоритетных направлений работы областное руководство называет сейчас поддержку местного товаропроизводителя.
Его развитие и продвижение на потребительском рынке повлияет на наполнение бюджета, увеличит количество рабочих мест, усилит экономический потенциал области, а затем поможет решить и социальные задачи.
В рамках разработки программы были проанализированы мощности предприятий Сумщины. Так выяснилось, что в хлебопекарной отрасли они используются только на 35%, в мясоперерабатывающей - на 38%, производстве комбикормов - на 8%. А выработка местной продукции по сравнению с 2006 годом снизилось в два, а то и в три-четыре раза.
Такое положение дел не может не беспокоить власть. Поэтому с целью создания благоприятных условий для развития деятельности местных товаропроизводителей, инвестиционно-инновационной деятельности, активизации политики занятости населения, обеспечения продовольственной безопасности региона, координации действий различных ветвей власти, предпринимателей и субъектов хозяйствования региона разработана областная целевая программа поддержки местных товаропроизводителей «Сделано на Сумщине» на 2013-2015 годы. В ней целый список конкретных действий. Бренд «Сделано на Сумщине», по мнению разработчиков, - должен стать товаром мирового качества.
Обсуждали программу поддержки местного производителя на профильной депутатской комиссии областного совета по вопросам агропромышленного комплекса и социального развития села. Председатель комиссии, ректор СНАУ Владимир Ладыка акцентировал внимание, что сейчас появилась насущная необходимость определить дополнительные пути решения важных для области задач - обеспечение благоприятных условий для увеличения объемов производства товаров, продукции и услуг местных производителей путем создания новых предприятий, расширение рынков сбыта, усовершенствования организационно-административного механизма для эффективного развития деятельности местных товаропроизводителей, обеспечение продовольственной безопасности области.
Депутаты отмечали, что во время выборочной проверки товаров, представленных для реализации в областной торговой сети, установлено, что большинство из них поступает из других областей. Продукция местных товаропроизводителей представлена ??лишь кондитерскими, хлебобулочными изделиями, молочной продукцией ОАО «Сумской молокозавод». Незначительное количество реализуется колбасных изделий, овощей и фруктов, ликеро-водочной продукции. По информации общественного совета при Сумской областной государственной администрации анализ наличия в торговой сети Сумской области продовольственных товаров местных производителей свидетельствует, что относительно количества продовольственных товаров, реализуемых предприятиями торговли, продукция местных производителей составляет 15-20%, в то время, как в других областях Украины - 50-60%.
По мнению Николая Березина, программу необходимо доработать и включить в ее перечень товары непродовольственной группы. Проблемными вопросами, по мнению депутата является отсутствие органа, который выполняет логистические функции, отсутствие анализа потребительского рынка и единого реестра товаропроизводителей Сумщины, недостаточную конкурентоспособность товаров в части их фасовки, упаковки и рекламы, незначительные объемы производства в области отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров и недоработки самих производителей, которые не продвигают свою продукцию на потребительские рынки.
Члены комиссии остановились на том, что необходимо доработать некоторые пункты программы и раздел, связанный с непродовольственной группой товаров. Они решили рассмотреть этот вопрос на совместном заседании вместе с постоянной депутатской комиссией по вопросам промышленности, энергетики, транспорта, связи, развития предпринимательства и энергосбережения. Но сошлись в одном - эта программа крайне необходима и обязательно должна быть принята со всеми замечаниями и предложениями.